[Гай Юлий Цезарь Октавиан; лат. Gaius Iulius Caesar Octavianus, imp. Caesar Augustus, греч. Σεβαστός] (63 г. до Р. Х.- 14 г. по Р. Х.), рим. император (princeps), единоличный правитель с 31 г. до Р. Х., фактический создатель могущества Римской империи. Сын сестры Гая Юлия Цезаря; был усыновлен Цезарем по завещанию (44 г. до Р. Х.). С 43 г. до Р. Х. консул; вместе с Марком Антонием и Эмилием Лепидом создал второй триумвират. В качестве триумвира одобрил введение «проскрипций» и политические репрессии в Риме. Участвовал в гражданской войне против Брута и Кассия, сторонников рим. сената; вместе с Антонием одержал над ними победу в битве при Филиппах (42 г. до Р. Х.). В 36 г. до Р. Х. совместно с Лепидом одержал победу над консулом Секстом Помпеем, владевшим Сицилией, после чего отстранил от власти и Лепида. В 31 г. до Р. Х. в морской битве у мыса Акций разгромил флот Антония и егип. царицы Клеопатры VII и тем самым устранил всех своих соперников в борьбе за власть. В 27 г. до Р. Х. принял титул Август (Augustus - тот, кто проводит augurium augustum - гадание по полету птиц, подобное гаданию Ромула при основании Рима; А. О., т. о., сопоставлял себя с Ромулом и провозглашал эпоху обновления и процветания Рима). А. О. проводил реформы во всех сферах общественной жизни, создал постоянную оплачиваемую армию и гос. бюрократический аппарат управления, подчиненные только императору. Полномочия сената были сокращены, но формально этот орган сохранил свое прежнее значение, т. к. все важнейшие гос. чиновники, в т. ч. и сам А. О., утверждались сенатом. При А. О. Рим постепенно прекратил завоевания в Средиземноморье и перешел к обороне уже существовавших границ с помощью строительства укрепленных поселений на Рейне и Дунае и поддержания ряда небольших вассальных гос-в на Востоке, в т. ч. царства Ирода Великого и его наследников в Иудее. Одним из важных компонентов политики А. О. стало формирование идеологии нового гос. строя - принципата. А. О. объединил в своем лице функции многих прежних республиканских военных и гражданских должностей, будучи проконсулом большинства провинций, пожизненным консулом, претором и народным трибуном. С 12 г. до Р. Х. он стал также верховным жрецом (pontifex maximus - Великий Понтифик), получив полномочия управления в религ. сфере. Приложил большие усилия для восстановления авторитета римской религии и «исправления нравов» в духе традиц. рим. ценностей семьи и доблестного служения об-ву. Демонстративно отказываясь от почестей и поклонения лично себе, А. О., носивший титул Отца Отечества (pater patriae), насаждал культ имп. власти. Статуи императора как символ власти и славы Империи ставились в каждом городе, подвластном Риму. В соответствии с рим. законами отказ от принесения должных почестей статуе воспринимался как оскорбление самого императора и всего Римского гос-ва, т. е. как измена. Поэтому сопротивление иудеев попыткам рим. администрации установить статую императора в храме Соломона в Иерусалиме приводило к постоянным конфликтам. После смерти А. О. был объявлен «божественным» (divus), и по всей Империи ему посвящались храмы. Культ рим. императора, введенный при А. О., во многом продолжал традиции древних монархических гос-в Ближ. Востока. Вместе с тем в отличие от вост. деспотов и эллинистических царей рим. император воспринимался прежде всего как носитель суверенитета рим. народа и как гарант законности и порядка в гос-ве. В его эпоху в Риме и во всем Средиземноморье был установлен прочный мир. Долгий период стабильности Империи и ее процветания в I-II вв. стал результатом политики А. О. Уже при жизни и особенно в лит-ре последующих веков вплоть до Нового времени А. О. восхвалялся как император-миротворец. Под влиянием своих просвещенных советников Агриппы и Мецената А. О. поддерживал науки и искусства. Его правление связывается с периодом расцвета лат. лит-ры: творчество Вергилия, Овидия, Горация, Тита Ливия. Правление А. О. относится ко времени, когда происходит одно из самых значительных для христиан событий - Боговоплощение (Лк 2. 1). Орозий (История. VI 22), комментируя рассказ евангелиста Луки, настаивает на том, что Христос Сам пожелал быть включенным в списки переписи, проведенной в Иудее по приказу языческого имп. А. О., ибо, став рим. гражданином, он тем самым показал божественность установления Римской империи. Эта идея использовалась в ср. века политиками и писателями, сторонниками имп. идеологии, напр. Данте (Монархия). Знаменитая IV эклога «Буколик» Вергилия, воспевающая наступление «золотого века» при А. О., воспринималась как пророчество Кумской сивиллы о пришествии Спасителя. У Данте Стаций, обращаясь к Вергилию и цитируя эти строки, восклицает: «Ты дал мне петь, ты дал мне верить в Бога» (Чистилище XXII 73). Фигура А. О. в дальнейшем имела большое значение в политической идеологии Римско-Германской империи и Российского гос-ва (см. Третий Рим, Спиридон-Савва).